10. Часовня во имя Вознесения Господня была в деревне Карымской. Празднование и крестный ход из часовни ежегодно совершались в день Вознесения Господня. (Д.248, л.5-6).
11. Жительница села Батурино Г.Я. Плеханова рассказывала, что в
селе Ельцово Прибайкальского района, где она родилась и выросла, тоже была
часовня (в честь кого – Галина Яковлевна не помнит). После революции часовенку постигла печальная участь. Один из жителей села собрал из нее баню. Спустя какое-то время он переехал, а бревна от часовни продали в Батурино, где из них собрали курятник. Это сооружение стоит на нижней улице села до сих пор.
До революции в Прибайкальском районе был один монастырь, 7 храмов и 11 часовен. Сейчас две монашеские обители: мужская и женская, возрождаются храмы и строятся новые. Например, в Гремячинске раньше была просто кладбищенская часовня, а сейчас есть храм святых апостолов Петра и Павла.
Радует, что жители прибайкальских деревень, осознавая необходимость духовного возрождения, обращаются в монастырь с просьбами, подсказать, как можно восстановить или отремонтировать часовню, установить поклонный крест. К сожалению, почти все эти добрые начинания по разным причинам так и остаются незаконченными.
Исследовательское краеведческое сочинение учениц 9 класса средней школы села Зырянска Нелли Воротниковой и Шаховой Анастасии
Мы с учениками нашей школы решили принять участие в историко-краеведческом конкурсе исследовательских сочинений «Духовные жемчужины Прибайкалья». Нашей задачей было узнать, действительно ли в наших селах Ангыр и Зырянск до революции находились часовни, которые потом были разрушены. В сельской библиотеке мы не нашли материала, обратились в районный архив, пока результатов нет, но мы надеемся на сотрудничество с ними в дальнейшем, тем более там работает наша бывшая ученица Темникова Любовь Ивановна.Нам посоветовали обратиться за помощью к старожилам нашего села. Мы навестили некоторых из них, побеседовали с ними, и то, что они помнят, записали для себя. Действительно, в наших селах раньше были часовни, где жители сел молились, успокаивали свои души. Это были святые места, о которых старые люди вспоминают с теплотой и с сожалением. Верят, что часовни восстановят, может, это сделаем мы, молодое новое поколение России!Рассказ Нелли Воротниковой, ученицы 9 класса.
Я, Воротникова Нелли, ученица 9 класса Зырянской средней школы, вместе со своей мамой Ольгой Васильевной Воротниковой побывала в гостях у старожилов нашего села Ангыр Кириловых Владимира Тимофеевича и Нины Степановны. Разговор наш шел о часовне в селе Ангыр в давние времена. Вот что рассказали нам старожилы. В 20-30 годы прошлого столетия в маленькой деревеньке Ангыр Прибайкальского района стояла часовня. Она была небольшая, но для местных жителей имела огромное значение. Находилась часовня, по воспоминаниям местных жителей нашего села Кирилова Владимира Тимофеевича и его жены Нины Степановны, прямо на местном кладбище, на правой стороне. Часовня была пятистенная, с двумя маленькими окнами, входная дверь была расположена впереди строения. Внутри часовенька имела большое убранство: красивое множество икон, свечи. Православные праздники проходили очень красиво и торжественно, об этом помнит из своего детства жительница нашего села Петрова (Решетова) Валентина Игнатьевна.Она помнит, что ее брали на эти праздники родители, была она совсем маленьким ребенком, но помнит эти праздники. В часовне проходили не только праздники, но и отпевание усопших. За покинувших этот мир, по словам старожилов, молились сами жители, так как батюшки не было. На мой вопрос, что же стало с часовней, Нина Степановна ответила, что часовню разобрали во время войны и перевезли в деревню, на свиноферму, сделали из нее молоканку, где хранили молоко. Потом в ней жили сторожа фермы, а затем за ненадобностью отдали одному местному жителю во двор, который из нее сделал тепляк. А что стало с иконами, она не помнит. Старики говорят, вот такая судьба у нашей святыни была. Со слов Валентины Игнатьевны, у ее старшего брата Алексея Игнатьевича была давняя мечта: восстановить часовню как память о старых добрых временах, но мечта его не сбылась, он умер. Но люди надеются, может быть когда-то святыня будет восстановлена и возвращена народу.Рассказ Анастасии Шаховой, ученицы 6 класса.
Деревня Зырянск находится на левом берегу реки Итанцы, на правом ее берегу в полутора верстах от Зырянска когда-то находилась деревня Утатайская или Утаты, как говорили в народе. На левой стороне Итанцы, прямо напротив деревеньки Утаты находилась деревня Ловцово, также в полутора верстах от Зырянска, на маленьком озере. В нашем селе, по словам старожила, участника Великой Отечественной войны Патрахина Григория Андреевича было три часовни. Одна из них находилась возле нашей школы, вторая стояла возле горы Кынгора. На данный момент на этой горе в честь старой часовни установлен святой крест. Третья маленькая часовенка стояла возле реки Перешеек, за старым кладбищем.
— Когда я был маленький, вместе с бабушкой ходил молиться в часовню, которая находилась возле школы, — вспоминает дед Гриша.
Но когда началась революция, эти часовни разрушили, так как власти новые были против христианства. Сегодня в нашем маленьком селе нет часовен, но история будет хранить в наших сердцах хорошее из прошлых лет, и будет передавать это из поколения в поколение. И я рад, что наши правнуки интересуются историей села, ее славными традициями, ее святынями. Это поможет им стать настоящими патриотами своей Родины, добрыми и порядочными.
Седунова Мария Яковлевна вспоминает, что на месте часовни, которая находилась возле школы, до революции стоял крахмальный завод. Но, к сожалению, когда началась революция, его разграбили. Потом на его месте поставили клуб, но он сгорел, только потом установили часовню. Почему она исчезла, Мария Яковлевна не помнит.
— Та часовня, которая находилась за старым кладбищем, была необыкновенно красивой! Было в ней много разных икон, всегда там было чисто, уютно, все верующие соблюдали порядок, возле стен были прибиты лавки. Службы, такой как сейчас в церквях не было, это была небольшая часовня. Но в большие божественные праздники приходило много народу, например, в Пасху, в Троицу, на Прасковею, в Петров день.А когда началась война, все, кто молились в этой часовне, растащили иконы по домам. К концу войны от часовни не осталось ни дощечки. Хотелось бы увидеть в Зырянске снова часовню, сходила бы помолиться!Рассказ Марии Прокопьевны Цыденовой, учительницы русского языка и литературы Зырянской СОШ.
— Красивых Антонина Леонтьевна родилась 22 февраля в 1923 году, сегодня ей уже 92 года. Мне посчастливилось пообщаться с ней. Была безмерно рада ее гостеприимству и радушию. Долго мы разговаривали с ней, о многом баба Тося вспоминала, я удивлялась ее памяти. Всю жизнь свою она живет в Зырянске, родила и воспитала пятерых детей, сегодня у нее 9 внуков, 11 правнуков и одна праправнучка. Антонина Леонтьевна – уважаемый человек в селе, она Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.Работала трактористкой, комбайнером, 15 лет доила коров. Вспоминала, как работали в войну, все делали сами: женщины и подростки, мужчин всех забрали на войну. Хлебушко везли в Заготзерно, сами его сеяли и убирали, мясо сдавали, молоко, скот держали, трудились и день и ночь, колхоз держали на своих плечах. Было трудно. Бабе Тосе было 25 лет, когда закончилась война.— Много погибло тогда людей, многие женихи погибли, и мой жених, наверное, погиб на той войне, — говорит баба Тося
. Хотелось учиться, быть грамотной, но семья была большая, 6 человек, и пришлось идти работать, так осталась неученной. Жалко, потому что училась хорошо.Про часовню в Зырянске помнит, была маленькая, деревянная, старушки прибирались, всегда в ней было чисто. Внутри была большая икона матушки Парасковеи, на нее молились все, просили у нее защиты, верили ей. Тогда все люди свято верили в бога, когда дождя нет, ходили молиться и по разным причинам ходили молиться, все верили в бога. Помнит, что с мамой ходила молиться, было ей, может, лет 12. Помнит, что в Батурино была церковь, туда ездили к обедне, батюшка служил молебен, помнит праздник святого Егория, все отдыхали, и на большой праздник в честь матушки Прасковеи приезжал батюшка, все любили этот святой праздник.
Прасковея, нареченная Пятница, святая великомученница. По преданию она родилась в богатой и благочестивой семье, родители почитали день страдания господних в пятниц, у и поэтому дочь, родившуюся в этот день назвали Параскевою, в переводе с греческого Пятница. Девушки считают ее своей покровительницей, русские женщины очень любили Парасковею, считали ее святой, в минуты радости или печали молились ей.
Когда закончилась война, церковь закрыли, построили на ее месте клуб, молодежь ходила туда, плясала, пела, гармошка играла. Помнит, что старики жалели, что церковь закрыли, молиться нужно было, а мы были небольшие, не понимали. А вот теперь бабушка понимает боль стариков по разрушенным святыням и тоже надеется, что в родном селе восстановят часовню. Ой, как она нужна сегодня!