20 лет Фотолетопись монастыря
История монастыря
Сретенский женский монастырь расположен в долине реки Итанца среди живописных сопок в 50 км от Байкала. Обитель основана весной 2000-го года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). До этого в селе Батурино действовал обычный приходской храм Сретения Господня. Церковь построена на пожертвования прихожан и «доброхотных пожалователей» в 1836 году. После революции храм был закрыт и пришел в запустение. Полуразрушенную церковь в конце 90-х годов восстановила семья Пруидзе. Они же возвели рядом несколько построек (ныне просфорня, трапезная и келейные дома монастыря).

Сейчас в обители 14 насельниц: среди них монахини, инокини и послушницы. Богослужения в монастыре пока совершаются три раза в неделю, в остальные дни сестры сами вычитывают молитвы суточного богослужебного круга. В обители есть несколько почитаемых святынь: частица Честного Животворящего креста Господня, частицы мощей: св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмч. Пантелеимона, преп. Варлаама Чикойского (основатель Иоанно-Предтеченского монастыря в Чикойских горах на границе c Монголией). На одной из сопок, окружающих обитель установлен большой поклонный крест.

В обители идет строительство, возделывается огород, есть небольшое хозяйство (коровник, курятник). Сестры проводят экскурсии, организуют рождественские елки для детей из близлежащих сел. Паломники из Бурятии, Читинской и Иркутской области приезжают сюда помолиться, потрудиться на монастырских послушаниях. По Престольным праздникам: Сретение Господне (15 февраля) и День памяти св. вмч. Георгия Победоносца (6 мая) сестры принимают до 300 богомольцев. Действует монастырская гостиница.
История храма

Первая, еще деревянная, Сретенская церковь появилась в Батурино в 1777 году. Тридцать лет спустя прихожане этого храма подали прошение Вениамину, епископу Иркутскому и Нерчинскому: «…за ветхостью деревянной церкви выстроить при том же месте каменную о 2-х приделах, первый этаж нижний, теплый, во имя Сретения Господа нашего, второй – верхний, холодный во имя святого великомученика и Победоносца Георгия… ». Здесь же упоминалось, что «…от богомольцев и приходских людей наличные на строение имеются суммы денег 2 тыс. руб.». Записывались пожертвования в специальные «шнуровые книги», для чего на два года выбирали грамотных и честных крестьян из прихода. С 1813 по 1815 год, например, расчеты по строительству вел «во всем доброго поведения» крестьянин Иван Васильевич Липин, который был «оной грамоте учен и писать умеет», а с ним помощник Петр Петрович Воротников.

Нижний придел церкви освятили в 1829 году, для постройки верхнего понадобилось еще 7 лет (освящен в августе 1836 года). Храм возвели из кирпича на бутовом фундаменте, стены оштукатурили известковым раствором, вокруг он был огорожен высокой кирпичной оградой с чугунными решетками. В пространственной композиции храма просматриваются архитектурные принципы русского севера. По оси «запад – восток» последовательно расположены объемы: паперть с колокольней, трапезная, храм и пятигранная аспида.

Благодаря храму село стало одним из административных центров. В новой церкви было полторы тысячи прихожан, старожилы вспоминают, что по праздникам у храмовой ограды некуда было ставить лошадей. Примечательный факт: в Батурино прослеживается семейственная преемственность священнослужителей Ержениных, начиная с основания первой деревянной церкви и до начала XIX века. Фамилия Ерженины встречается в Прибайкальском районе и сегодня.

После революции храм закрыли, все постройки на территории церкви были полностью разрушены и снесены. Храм вернулся Русской Православной Церкви весной 1999 года.
Монастырю 15 лет
Игумения Ника
Игумения Ника: «В монашеской обители живет любовь»

Сретенский женский монастырь – единственный православный женский монастырь Бурятии. Несмотря на юный возраст, батуринская обитель стала родной для многих паломников — жителей Бурятии и Иркутской области. На несколько вопросов о жизни и значении монастыря ответила настоятельница обители игумения Ника (Толмачева).

— Матушка, как приходят в монастырь?

— По призванию. У каждого есть свой особый талант: кто-то — художник, кто-то — маляр, кто-то — селекционер, а кто-то — монах. А в монастырь человека приводят не какие-то жизненные проблемы и перипетии, просто он слышит зов Господа и понимает, что должен оставить привычный светский мир. Я пришла в монастырь, чтобы жить не по своей воле, а по воле Божией. Думаю, что и другие сестры тоже. Если я живу по своей воле, то постоянно попадаю впросак, а когда стараюсь жить по воле Божией, то хорошо и мне, и другим.

— А как определить, что монашество – именно твое призвание?

— Как понять? Если ты пришел в монастырь по призванию, то на душе у тебя тишина и на сердце нет тревоги. Конечно, иногда расстроишься из-за какого-то своего прегрешения (что-то не так сделал или не так сказал), но такое чувство очень отличается от постоянной тревоги, от которой в мирской жизни люди просто сходят с ума. Когда человек приходит в монастырь не по призванию, а по какой-то другой причине, например, ему негде жить, он, скорее всего, здесь не останется. Рано или поздно подыщет для себя другое место и уедет.

— Матушка, если монах живет в монастыре для созидания своей души, то как это влияет на жителей окружающих сел?

— Наш монастырь не зря называется Сретенским. «Сретение» в переводе с церковнославянского – встреча, т.е. встреча человека с Богом. Вокруг нас живут люди крещеные и некрещеные, но, как правило, далекие от веры, от Церкви. Когда они просыпаются духовно, то именно здесь, в монастыре, у них происходит Встреча с Богом. Надеюсь, что мы указываем путь, по которому надо к этой Встрече идти. Пусть у нас маленькое село и немного прихожан, но люди все равно тянутся к храму: и креститься приходят, и отпевать своих близких (в последние годы все чаще). Монастырь находится именно на том месте, где он должен быть. Наши предки словно предвидели, что будет безбожное время и именно здесь, среди прибайкальских деревень, нужен будет храм. И такой благодатный! И земля – святая, намоленная, любой это чувствует. Наши предки, наверное, понимали, что делают на века. Как же горели верой их сердца! Храм строился непросто, больше двадцати лет, на пожертвования, видимо, собирали по копеечке с рубля.

— За последние годы в монастыре прямо на глазах вырос новый корпус. Это первая большая стройка со времени основания обители. Что будет располагаться в корпусе? В ближайшие годы как-то ещё изменится облик монастыря?

— Дома, в которых мы сейчас живем, когда-то строились как туристические летние домики, которые впоследствии были переданы монастырю. С годами они обветшали, и стало ясно, что нужен новый келейный корпус, который мог бы вместить всех сестер монастыря. Строительство началось летом 2011 года, несколько раз стройка приостанавливалась из-за нехватки средств, но всегда через добрых людей приходила помощь Божия. Сейчас дом уже практически отделан, в нем будут размещаться молебная комната в честь иконы Божией Матери Владимирской, кельи сестер, медицинский пункт, музыкальный класс, библиотека, иконописная, швейная, вышивальная и берестяная мастерские. Сейчас идет работа над генеральным планом монастыря. В ближайшие годы с Божией помощью планируется строительство паломнической гостиницы, часовни для крещения, воскресной школы, спортивной площадки для детей.

— Спортивной площадки?..

— Да. Это будет целый детский комплекс с футбольным полем, летней эстрадой и спортивным городком для самых маленьких. Мы по возможности стараемся заниматься с детьми. Они — будущее нашего района, нашей Бурятии, нашей страны.

— Матушка, возвращаясь к вопросу о призвании, сколько сейчас сестер в монастыре? Как монастырская жизнь меняет человека? Можете рассказать о примерах такого преображения?

— 15 лет назад сюда приехали четыре девушки, с них начинался монастырь. Сейчас у нас 18 сестер, у каждой из них свой путь в обитель. Если говорить о преображении человека в монастыре – оно явное, и не только внутреннее, но и внешнее. Могу сказать о тех, кто пришел в обитель при мне. В мирской жизни мы часто ропщем и всем недовольны, мы надеваем на себя разные маски, а здесь становимся сами собой. Приехав в монастырь, мы тоже сначала видим только себя любимого, свои потребности и свои нужды. Постепенно, когда начинаем заглядывать себе в душу, у нас появляется боль за близких — за тех, кто рядом. Люди даже внешне преображаются. Приезжает, например, хмурая, темная лицом женщина, а потом, смотришь — другой человек. Светлое лицо, ясные, глубокие глаза, а не колючки из глаз торчат, осмысленная речь. Даже паломники, побывав в монастыре день-два, говорят: «Как же у вас хорошо! Здесь даже дышится по-другому и в душе — тишина». Душа ведь христианка, она чувствует присутствие Бога. А если в обители живёт Господь, значит, живёт и любовь.

Монастырю 15 лет: все только начинается

8 марта у Сретенского женского монастыря юбилей. В ясный весенний день 15 лет назад в Батурино появились первые сестры. Елена, Тамара, Фотиния и Евгения — четыре девушки приехали испытать себя на таинственном и непостижимом монашеском поприще. Одна умела шить и могла изготовить облачение, вторая могла печь просфоры (богослужебный хлеб), третья знала устав церковной службы. Так на первых порах вчетвером они могли обеспечить жизнедеятельность монастыря.

Первый монашеский постриг в батуринской обители состоялся 18 декабря 2000 года. Церковь ожила: под старинными сводами затеплились свечи и лампады, после долгого перерыва потекли к Богу молитвенные песнопения. Нелегкими, но благодатными были первые месяцы на монастырской земле. Сестры постепенно привыкали к монастырскому уставу, изучали длинные великопостные богослужения. После службы они шли разбирать кучи строительного мусора и прочего хлама, скопившегося возле церкви за годы запустения. «Помню, сидим на бревне, вокруг грязь, остатки фундаментов, а так хорошо на душе, — вспоминает одна из монахинь. — Рядом со мною сестра говорит: «Благодать то какая…», а я отвечаю: «Да…».

ИСТОРИЯ

Церковь в селе Батурино построили по просьбе и на пожертвования прихожан в 1836 году. После революции храм закрыли. Коренная батуринка Нина Ивановна Фролова вспоминает: «Когда сбрасывали колокола и кресты, мама как раз проходила мимо и заплакала. А тот, кто сбрасывал, крикнул ей сверху: «Эй, а что теперь будет-то?» Мама ответила: «Увидим!». Вскоре все эти разорители умерли». Церковь пытались приспособить то под школу, то под склад. В итоге пустой, без окон и дверей, храм несколько десятилетий неуклонно превращался в развалины. В конце 90-х один из предпринимателей Бурятии Георгий Варлаамович Пруидзе обратил на умирающую церковь внимание и решил ее восстановить. У храма он планировал возвести туристический комплекс. К концу 1999-го — началу 2000-го года усилиями семьи Пруидзе храм был восстановлен, рядом с ним построили несколько зданий. В это время на Читинскую и Забайкалькую кафедру был назначен новый архиерей епископ Евстафий (Евдокимов). Объезжая епархию, владыка побывал в Батурино и решил основать здесь женскую обитель. Семья Пруизде отдала все возведенные у храма постройки монастырю.

СЕГОДНЯ

Сейчас в обители около 30 сестер — это монахини, инокини, послушницы и трудницы. На хрупких женских плечах лежит основательное хозяйство и множество различных послушаний (так в монастыре называется любая работа) в храме, в трапезной, на огороде и на скотном дворе.

Центром и корнем, питающим жизнь любого монастыря, является молитва. Божественная литургия в Сретенской обители совершается три раза в неделю, в остальные дни сестры сами вычитывают молитвы суточного богослужебного круга и Псалтирь. Источником духовной радости, утешения для сестер и паломников стали монастырские святыни: частица Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Иннокентия Иркутского, св. вмч. Георгия Победоносца, св вмч. Евстафия Плакиды, св. вмч. Пантилеимона, св. преп. Амвросия Оптинского, преп. Варлаама Чикойского и семи святых жен Дивеевских. Монастырь принимает паломников, матушка с сестрами стараются помочь тому, кто нуждается в поддержке и добром слове. При обители действует воскресная школа

взрослые приезжают в монастырь, чтобы справиться с такими пагубными привычками, как пьянство и наркомания. Есть и примеры того, как духовно окрепнув в монастыре, женщины возвращались к нормальной жизни.


«В МОНАСТЫРЬ ПРИХОДЯТ, ЧТОБЫ РАДОВАТЬСЯ» —

статью с таким заголовком написала одна журналистка, побывав в Сретенской обители. Одна из паломниц призналась: — «Я стояла перед дверьми белоснежного монастырского храма и не решалась войти из-за трепетного щемящего чувства. Даже не верится, что так далеко, в тайге, есть такое великолепие!».
«Уезжать из монастыря трудно, — сказала другая. — В обители удивительная естественная среда для души, где, несмотря на трудности, ей комфортно и тепло». «В любой обители царит особая атмосфера неотмирности, глубина и осмысленность, — заметила одна из монахинь. — Мне кажется, монастыри именно поэтому производят на душу такое глубокое впечатление. И душа как будто что-то долго искала и нашла, и терять больше не хочет».
«Мы такие счастливые, — отметила матушка игумения, поздравляя сестер с юбилеем монастыря. – Господь дал нам для жизни удивительное место, где на сердце — мир и тишина». Матушка поблагодарила всех, кто стоял у истоков обители, в также сестер, трудников, паломников, благодетелей, всех, кто до сих пор трудится на благо монастыря.
20 лет Фотолетопись монастыря
Посмотреть альбом (jpg): 20 лет Фотолетопись монастыря
Скачать альбом (pdf): album_20_years_monastery.pdf
«Сретение» — 02 апрель 2017
«Сретение» — 01 февраль 2017
Православие в Прибайкальском районе:
История и современность
Православие на Прибайкальскую землю пришло вместе с русскими первопроходцами. В 1669 году появился Итанцинский острог, который дал толчок развитию стационарных русских поселений. В 1681 году основан первый мужской монастырь в Забайкалье – Свято-Троицкий. Первая церковь появилась в 1689 году при остроге. В 1777 году в Батурино построена однопрестольная деревянная Сретенская церковь. В Турунтаево заложен каменный храм. Села стали равнозначными социально-административными центрами.

ХРАМЫ

1. Итанцинский острог. Первая Спасская церковь
Первоначально Спасская церковь находилась за стенами Итанцинского острога. Она построена в 1689 году, позже построена вторая. Примечание: Итанцинское зимовье было основано в 1679 году. Полвека спустя появился новый острог. По его углам стояли глухие башни; на восточной стене находились проезжие ворота. Здесь размещались приказная изба и амбары. Гарнизон острога состоял из 18 казаков. Впоследствии Спасский приход перенесли в село Турунтаево.

2. Селенгинский Свято-Троицкий монастырь
Основанный в 1681 году монастырь строился под руководством игумена Феодосия и игумена Мисаила. К 1690 году монастырь стал самым крупным оборонительным пунктом русских в Забайкалье, имел защитные стены, башни, пушки, самопалы, гарнизон казаков.

Обитель имела обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе озеро Котокель. Первоначально монастырь был деревянным, с 1785 года начинается его перестройка.

К концу XIX века здесь было четыре церкви (две каменные и две деревянные), дом настоятеля, монументальная стена, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баня, сад и огород. В монастыре несколько лет жил святитель Иннокентий Иркутский. Обитель посещали такие выдающиеся люди, как прадед А.С. Пушкина А. Ганибалл, будущий император цесаревич Николай Второй.

В 1920 году монастырь закрыли. Здесь расположили колонию, а позже психиатрическую больницу. Стены и башни обители постепенно приходили в негодность, церкви были перестроены, кельи и дома настоятелей и монастырской братии превратили в подсобные помещения и врачебные кабинеты.

В 2006 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Вот уже несколько лет на территории монастыря продолжается реставрация. Настоятель обители игумен Алексий (Ермолаев).

3. Турунтаевская Спасская церковь
Строительство турунтаевской церкви продолжалось почти 30 лет, с 1791 по 1800 год. Церковь имеет два придела: холодный и теплый – Спасский и Никольский.

В 1927 году храм был закрыт, 18 марта 1939 года церковь была частично разрушена, иконы, церковные книги и утварь сожжены. С 1939 года храм использовался как склад.

В апреле 2000 года начались работы по реставрации Спасской церкви. Сейчас почти готов к освящению Спасский придел церкви. С мая 2007 года настоятель храма иерей Александр (Барашкин).
4. Батуринская Сретенская церковь. Сретенский монастырь
Первая Сретенская деревянная церковь в Батурино появилась еще в 1777 году. Когда она стала ветхой, прихожане храма собрались и решили построить каменную «о двух приделах: первый, нижний, «теплый», — во имя Сретения; второй, верхний, «холодный», — во имя святого Победоносца Георгия». Строили на пожертвования. Строительство затянулось на годы, и закончилось только в 1836 году. Благодаря храму село Батурино стало одним из волостных центров, здесь была школа, волостное правление, пожарный сарай. Был даже уникальный водопровод: из реки Батуринки по деревянным лоткам подавалась вода.

После закрытия храм пытались приспособить под клуб, школу, зерносклад. В итоге церковь осталась заброшенной и со временем пришла в запустение. В конце 90-х храм восстановлен семьей Пруидзе. Георгий Варлаамович Пруидзе планировал рядом с церковью построить гостиничный комплекс и уже возвел несколько зданий. Вскоре в епархию приехал новый архиерей епископ Евстафий (Евдокимов). Объезжая Бурятию, он заехал в Батурино, здесь ему очень понравилось, и он решил основать при Сретенском храме женский монастырь. Георгий Варлаамович Пруидзе отдал все здания на нужды церкви.

Сейчас монастырь развивается. В обители идет строительство, есть небольшое хозяйство (коровник, курятник) и огород. Обитель по возможности участвует в общественной и экономической жизни села. С 1 июня 2010 года настоятельница монастыря монахиня Ника (Толмачева) (15 февраля 2011 года возведена в сан игумении).
5. Туркинская Казанская церковь
У горячинской Казанской церкви, построенной в середине 19 века трагическая судьба. Храм хотели перенести в соседний Гремячинск, а на его месте поставить новый. Но церковь была закрыта и разобрана на дома для работников курорта. С 18 мая 1994 г здесь снова зарегистрирован Православный приход. Сейчас богослужения пока временно совершаются в деревянном здании рядом с курортом, а на историческом храмовом месте усилиями жителей Горячинска уже достраивается новая церковь.

6. Ильинская Богоявленская церковь
Первую деревянную Богоявленскую церковь в Ильинке построили еще в 1689 году. Новую, каменную — в 1800 году. Храм считался одним из красивейших в округе. По воспоминаниям, это был очень богатый приход, ни один купец не проезжал мимо, чтобы не зайти в церковь.

В 30-е годы храм закрыли. В Национальном архиве есть сведения, что после закрытия и перестройки его использовали под школу. После здесь открыли мастерские, затем гостиницу. Храм передали Церкви 60 лет спустя. Реставрационные работы здесь продолжаются до сих пор. Настоятель Свято-Троицкого монастыря игумен Алексий (Ермолаев) открыл при церкви воскресную школу. Сейчас в ней обучается около 30 детей разного возраста.

Храм принимает паломников, собирающихся в Ильинке на ежегодный Иоанновский Крестный ход.
7. Котокельская Николаевская на острове
На озере Котокель до сих пор сохранились руины скита Троицко-Селенгинского монастыря, где была церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. (Озеро Котокель расположено в двух километрах от Байкала, оно вытянуто с юга на север, наибольшая глубина 14 метров, площадь примерно 70 кв.км. Вода в озере теплая, вокруг песчаные пляжи).

Скит и храм находился в северной половине Котокеля на гористом острове Монастырском. По преданию в 1780-х гг. на этом острове купцу Новиковскому и Чернову явился образ святителя Николая. В 1930 году Николаевский храм закрыт.

6. Покровская, освященная в честь образа Покрова Пресвятой Богородицы
О храме почти ничего не известно, кроме того, что при нем существовала церковно-приходская школа, в которой учительницей была Лидия Прокопьевна Останина. Само село основано в конце 1690-х гг. Как указано в архиве: «На правой стороне реки, за островом, в пади между горами, раскинулось село Покровское, в средине его выделяется деревянная крашенная церковь…»

ЧАСОВНИ:

1. Гремячинская
О часовне известно, что она никогда, даже в советское время не закрывалась. Построена в конце XIX века на кладбище.
2. Гурулевская
Часовня во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построена в конце XIX века на кладбище. Часовня с годами обветшала, но жители села следят за чистотой в ней. Они даже обращалась в обитель с просьбой оказать консультативную помощь в восстановлении часовни. Внутри часовни — иконы и свечи. В поминальные дни сюда всегда заходят богомольцы.
3. Татауровская. Находилась при станции

4. Иоанновская часовня на сопке восстановлена в 2008 году во многом благодаря ежегодному Крестному ходу, который совершается к ней из Селенгинского Свято-Троицкого монастыря. История часовни и Крестного хода удивительна. А.Д. Жалсараев в одной из книг описывает, как в начале 19 века многие жители Ильинки видели на Иоанновой горе свет. Одна из местных благочестивых старушек, некто Перова, поднялась на гору и нашла там икону святого Иоанна Предтечи. (Праправнук Перовой работает в одной из организаций райцентра). На сопке поставили часовню, сначала деревянную, а в 1901 году каменную.

Местные жители сами заносили на сопку кирпич, даже дети помогали в этом трудном деле. Наверное, примерно в это же время начались ежегодные Крестные ходы к часовне. Священник Виноградов в публикации 1902 года описывает, что богомольцы на Крестный ход «идут в село Ильинское из ближних и дальних мест Забайкалья… Вся эта пестрая масса, разодетая в цветныя платья, размещается в крестьянских домах по несколько человек в каждом… На другой день утром с восходом солнца паломники уже собираются в церковь… По окончании обедни тотчас открывается торжественный крестный ход… Чем ближе к горе, тем значительно круче и труднее становится подъем, много облегчаемый выкопанными по дороге ступеньками в земле. На вершине горы совершается малое водоосвящение и молебны Пророку и Предтече Господню Иоанну…».

С 1995 года Крестный ход к часовне возобновлен.

Краевед А.З. Козин на своем сайте дает информацию еще о нескольких часовнях Прибайкальского района.

5. В Горячинске была часовня во имя святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца. Часовня могла вместить до 20 человек. В ней было четыре храмовых иконы и 10 небольших икон, а также церковные книги. Ежегодно, в день памяти святителя Иннокентия, здесь проходил молебен.

6. Между деревнями Пушкаревой и Нестеровой стояла часовня во имя великомученика и победоносца Георгия. Часовенка была небольшая – четыре с половиной аршина в длину и столько же в ширину. Могла вместить 10 человек. Крестный ход совершался ежегодно 23 апреля (6 мая) в день памяти св. вмч. Победоносца Георгия.

7. При деревне Ангырской была часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Она также была небольшая – в длину три с половиной аршина и в ширину три аршина.

Одновременно в ней могли молиться восемь человек. Празднование и крестный ход ежегодно совершались 21 мая, в день святителя и Чудотворца Николая.

8. Еще одна часовня во имя святого угодника Николая Чудотворца была при деревне Утатинской.

9. В Зырянске стояла часовня во имя великомученицы Параскевы. Она находилась в десяти верстах от Батуринской церкви и была очень небольших размеров. Крестный ход из часовни совершался ежегодно в пятницу после Пасхи. Бывшая учительница Зырянской средней школы Т.В. Карнакова вместе с учениками собирала информацию о часовне. Ребята поднимались на то место, где на сопке до сих пор сохранились остатки фундамента. 20 июня 2012 года на месте часовни установлен поклонный крест.
10. Часовня во имя Вознесения Господня была в деревне Карымской. Празднование и крестный ход из часовни ежегодно совершались в день Вознесения Господня. (Д.248, л.5-6).

11. Жительница села Батурино Г.Я. Плеханова рассказывала, что в селе Ельцово Прибайкальского района, где она родилась и выросла, тоже была часовня (в честь кого – Галина Яковлевна не помнит). После революции часовенку постигла печальная участь. Один из жителей села собрал из нее баню. Спустя какое-то время он переехал, а бревна от часовни продали в Батурино, где из них собрали курятник. Это сооружение стоит на нижней улице села до сих пор.

До революции в Прибайкальском районе был один монастырь, 7 храмов и 11 часовен. Сейчас две монашеские обители: мужская и женская, возрождаются храмы и строятся новые. Например, в Гремячинске раньше была просто кладбищенская часовня, а сейчас есть храм святых апостолов Петра и Павла.

Радует, что жители прибайкальских деревень, осознавая необходимость духовного возрождения, обращаются в монастырь с просьбами, подсказать, как можно восстановить или отремонтировать часовню, установить поклонный крест. К сожалению, почти все эти добрые начинания по разным причинам так и остаются незаконченными.

Исследовательское краеведческое сочинение учениц 9 класса средней школы села Зырянска Нелли Воротниковой и Шаховой Анастасии

Мы с учениками нашей школы решили принять участие в историко-краеведческом конкурсе исследовательских сочинений «Духовные жемчужины Прибайкалья». Нашей задачей было узнать, действительно ли в наших селах Ангыр и Зырянск до революции находились часовни, которые потом были разрушены. В сельской библиотеке мы не нашли материала, обратились в районный архив, пока результатов нет, но мы надеемся на сотрудничество с ними в дальнейшем, тем более там работает наша бывшая ученица Темникова Любовь Ивановна.

Нам посоветовали обратиться за помощью к старожилам нашего села. Мы навестили некоторых из них, побеседовали с ними, и то, что они помнят, записали для себя. Действительно, в наших селах раньше были часовни, где жители сел молились, успокаивали свои души. Это были святые места, о которых старые люди вспоминают с теплотой и с сожалением. Верят, что часовни восстановят, может, это сделаем мы, молодое новое поколение России!

Рассказ Нелли Воротниковой, ученицы 9 класса.

Я, Воротникова Нелли, ученица 9 класса Зырянской средней школы, вместе со своей мамой Ольгой Васильевной Воротниковой побывала в гостях у старожилов нашего села Ангыр Кириловых Владимира Тимофеевича и Нины Степановны. Разговор наш шел о часовне в селе Ангыр в давние времена. Вот что рассказали нам старожилы.

В 20-30 годы прошлого столетия в маленькой деревеньке Ангыр Прибайкальского района стояла часовня. Она была небольшая, но для местных жителей имела огромное значение. Находилась часовня, по воспоминаниям местных жителей нашего села Кирилова Владимира Тимофеевича и его жены Нины Степановны, прямо на местном кладбище, на правой стороне. Часовня была пятистенная, с двумя маленькими окнами, входная дверь была расположена впереди строения. Внутри часовенька имела большое убранство: красивое множество икон, свечи. Православные праздники проходили очень красиво и торжественно, об этом помнит из своего детства жительница нашего села Петрова (Решетова) Валентина Игнатьевна.

Она помнит, что ее брали на эти праздники родители, была она совсем маленьким ребенком, но помнит эти праздники. В часовне проходили не только праздники, но и отпевание усопших. За покинувших этот мир, по словам старожилов, молились сами жители, так как батюшки не было. На мой вопрос, что же стало с часовней, Нина Степановна ответила, что часовню разобрали во время войны и перевезли в деревню, на свиноферму, сделали из нее молоканку, где хранили молоко. Потом в ней жили сторожа фермы, а затем за ненадобностью отдали одному местному жителю во двор, который из нее сделал тепляк. А что стало с иконами, она не помнит. Старики говорят, вот такая судьба у нашей святыни была. Со слов Валентины Игнатьевны, у ее старшего брата Алексея Игнатьевича была давняя мечта: восстановить часовню как память о старых добрых временах, но мечта его не сбылась, он умер. Но люди надеются, может быть когда-то святыня будет восстановлена и возвращена народу.

Рассказ Анастасии Шаховой, ученицы 6 класса.

Деревня Зырянск находится на левом берегу реки Итанцы, на правом ее берегу в полутора верстах от Зырянска когда-то находилась деревня Утатайская или Утаты, как говорили в народе. На левой стороне Итанцы, прямо напротив деревеньки Утаты находилась деревня Ловцово, также в полутора верстах от Зырянска, на маленьком озере. В нашем селе, по словам старожила, участника Великой Отечественной войны Патрахина Григория Андреевича было три часовни. Одна из них находилась возле нашей школы, вторая стояла возле горы Кынгора. На данный момент на этой горе в честь старой часовни установлен святой крест. Третья маленькая часовенка стояла возле реки Перешеек, за старым кладбищем.

— Когда я был маленький, вместе с бабушкой ходил молиться в часовню, которая находилась возле школы, — вспоминает дед Гриша.

Но когда началась революция, эти часовни разрушили, так как власти новые были против христианства. Сегодня в нашем маленьком селе нет часовен, но история будет хранить в наших сердцах хорошее из прошлых лет, и будет передавать это из поколения в поколение. И я рад, что наши правнуки интересуются историей села, ее славными традициями, ее святынями. Это поможет им стать настоящими патриотами своей Родины, добрыми и порядочными.

Седунова Мария Яковлевна вспоминает, что на месте часовни, которая находилась возле школы, до революции стоял крахмальный завод. Но, к сожалению, когда началась революция, его разграбили. Потом на его месте поставили клуб, но он сгорел, только потом установили часовню. Почему она исчезла, Мария Яковлевна не помнит.

— Та часовня, которая находилась за старым кладбищем, была необыкновенно красивой! Было в ней много разных икон, всегда там было чисто, уютно, все верующие соблюдали порядок, возле стен были прибиты лавки. Службы, такой как сейчас в церквях не было, это была небольшая часовня. Но в большие божественные праздники приходило много народу, например, в Пасху, в Троицу, на Прасковею, в Петров день.

А когда началась война, все, кто молились в этой часовне, растащили иконы по домам. К концу войны от часовни не осталось ни дощечки. Хотелось бы увидеть в Зырянске снова часовню, сходила бы помолиться!

Рассказ Марии Прокопьевны Цыденовой, учительницы русского языка и литературы Зырянской СОШ.

— Красивых Антонина Леонтьевна родилась 22 февраля в 1923 году, сегодня ей уже 92 года. Мне посчастливилось пообщаться с ней. Была безмерно рада ее гостеприимству и радушию. Долго мы разговаривали с ней, о многом баба Тося вспоминала, я удивлялась ее памяти. Всю жизнь свою она живет в Зырянске, родила и воспитала пятерых детей, сегодня у нее 9 внуков, 11 правнуков и одна праправнучка. Антонина Леонтьевна – уважаемый человек в селе, она Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.

Работала трактористкой, комбайнером, 15 лет доила коров. Вспоминала, как работали в войну, все делали сами: женщины и подростки, мужчин всех забрали на войну. Хлебушко везли в Заготзерно, сами его сеяли и убирали, мясо сдавали, молоко, скот держали, трудились и день и ночь, колхоз держали на своих плечах. Было трудно. Бабе Тосе было 25 лет, когда закончилась война.

— Много погибло тогда людей, многие женихи погибли, и мой жених, наверное, погиб на той войне, — говорит баба Тося. Хотелось учиться, быть грамотной, но семья была большая, 6 человек, и пришлось идти работать, так осталась неученной. Жалко, потому что училась хорошо.

Про часовню в Зырянске помнит, была маленькая, деревянная, старушки прибирались, всегда в ней было чисто. Внутри была большая икона матушки Парасковеи, на нее молились все, просили у нее защиты, верили ей. Тогда все люди свято верили в бога, когда дождя нет, ходили молиться и по разным причинам ходили молиться, все верили в бога. Помнит, что с мамой ходила молиться, было ей, может, лет 12. Помнит, что в Батурино была церковь, туда ездили к обедне, батюшка служил молебен, помнит праздник святого Егория, все отдыхали, и на большой праздник в честь матушки Прасковеи приезжал батюшка, все любили этот святой праздник.

Прасковея, нареченная Пятница, святая великомученница. По преданию она родилась в богатой и благочестивой семье, родители почитали день страдания господних в пятниц, у и поэтому дочь, родившуюся в этот день назвали Параскевою, в переводе с греческого Пятница. Девушки считают ее своей покровительницей, русские женщины очень любили Парасковею, считали ее святой, в минуты радости или печали молились ей.

Когда закончилась война, церковь закрыли, построили на ее месте клуб, молодежь ходила туда, плясала, пела, гармошка играла. Помнит, что старики жалели, что церковь закрыли, молиться нужно было, а мы были небольшие, не понимали. А вот теперь бабушка понимает боль стариков по разрушенным святыням и тоже надеется, что в родном селе восстановят часовню. Ой, как она нужна сегодня!