Монастырю 15 лет: все только начинается

8 марта у Сретенского женского монастыря юбилей. В ясный весенний день 15 лет назад в Батурино появились первые сестры. Елена, Тамара, Фотиния и Евгения — четыре девушки приехали испытать себя на таинственном и непостижимом  монашеском поприще.  Одна умела шить и могла изготовить облачение, вторая могла печь просфоры (богослужебный хлеб), третья знала устав церковной службы. Так на первых порах вчетвером они могли обеспечить жизнедеятельность монастыря.

Первый монашеский постриг в батуринской обители состоялся 18 декабря 2000 года. Церковь ожила: под старинными сводами затеплились свечи и лампады, после долгого перерыва потекли к Богу молитвенные песнопения. Нелегкими, но благодатными были первые месяцы на монастырской земле. Сестры постепенно привыкали к монастырскому уставу, изучали длинные великопостные богослужения. После службы они шли разбирать кучи строительного мусора и прочего хлама, скопившегося возле церкви за годы запустения. «Помню, сидим на бревне, вокруг грязь, остатки фундаментов, а так хорошо на душе, — вспоминает одна из монахинь. — Рядом со мною сестра говорит: «Благодать то какая…», а я отвечаю: «Да…».

 ИСТОРИЯ

Церковь в селе Батурино построили по просьбе и на пожертвования прихожан в 1836 году. После революции храм закрыли. Коренная батуринка Нина Ивановна Фролова вспоминает: «Когда сбрасывали колокола и кресты, мама как раз проходила мимо  и заплакала. А тот, кто сбрасывал, крикнул ей сверху: «Эй, а что теперь будет-то?» Мама ответила: «Увидим!».  Вскоре все эти разорители умерли».  Церковь пытались приспособить то под школу, то под склад. В итоге пустой, без окон и дверей, храм несколько десятилетий неуклонно превращался в развалины. В конце 90-х один из предпринимателей Бурятии Георгий Варлаамович Пруидзе  обратил на умирающую церковь внимание и решил ее восстановить. У храма он планировал возвести туристический комплекс. К концу 1999-го — началу 2000-го года усилиями семьи Пруидзе храм был восстановлен, рядом с ним построили несколько зданий. В это время на Читинскую и Забайкалькую кафедру был назначен новый архиерей епископ Евстафий (Евдокимов). Объезжая епархию, владыка побывал в Батурино и решил основать здесь женскую обитель. Семья Пруизде отдала все возведенные у храма постройки монастырю.

СЕГОДНЯ

Сейчас в обители около 30 сестер — это монахини, инокини, послушницы  и  трудницы.  На хрупких женских плечах лежит основательное хозяйство и множество различных послушаний (так в монастыре называется любая работа) в храме, в трапезной, на огороде и на скотном дворе.

Центром и корнем, питающим жизнь любого монастыря, является молитва. Божественная литургия в Сретенской обители совершается три раза в неделю, в остальные дни сестры сами вычитывают молитвы суточного богослужебного круга и Псалтирь. Источником духовной радости, утешения для сестер и паломников стали монастырские святыни: частица Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Иннокентия Иркутского,  св. вмч. Георгия Победоносца, св вмч. Евстафия Плакиды, св. вмч. Пантилеимона, св. преп. Амвросия Оптинского, преп. Варлаама Чикойского и семи святых жен Дивеевских. Монастырь принимает паломников, матушка с сестрами стараются помочь тому, кто нуждается в поддержке и добром слове. При обители действует воскресная школа, взрослые приезжают в монастырь, чтобы справиться с такими пагубными привычками, как пьянство и наркомания. Есть и примеры того, как духовно окрепнув в монастыре, женщины возвращались к нормальной жизни.

«В МОНАСТЫРЬ ПРИХОДЯТ, ЧТОБЫ РАДОВАТЬСЯ» —

статью с таким заголовком написала одна журналистка, побывав в Сретенской обители. Одна из паломниц призналась: — «Я стояла перед дверьми белоснежного монастырского храма и не решалась войти из-за трепетного щемящего чувства.  Даже не верится, что так далеко, в тайге, есть такое великолепие!».

«Уезжать из монастыря трудно, — сказала другая. — В обители удивительная естественная среда для души, где, несмотря на трудности, ей комфортно и тепло». «В любой обители царит особая атмосфера неотмирности, глубина и осмысленность, — заметила одна из монахинь. — Мне кажется, монастыри именно поэтому производят на душу такое глубокое впечатление. И душа как будто что-то долго искала и нашла, и терять больше не хочет». «Мы такие счастливые, — отметила матушка игумения, поздравляя сестер с юбилеем монастыря. – Господь дал нам для жизни удивительное место, где на сердце — мир и тишина». Матушка поблагодарила всех, кто стоял у истоков обители, в также сестер, трудников, паломников, благодетелей, всех, кто до сих пор трудится на благо монастыря.