Михаил Тюренков
6 мая 2024 года в Московском Кремле начнётся Всероссийский молебен о Победе – во второй раз великая святыня, покровительствующая нашим сражающимся воинам, будет принесена в епархии Русской Православной Церкви. Сотни тысяч верующих в десятках регионов России смогут поклониться святыне и помолиться за наших бойцов и их скорейшее победоносное возвращение домой.
Но если 2023 году святыней Всероссийского молебна о Победе, в котором приняло участие свыше 800 тысяч человек, была частица мощей Святого великомученика Георгия Победоносца, то на этот раз ей станет недавно обретённый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом московский образ Казанской иконы Божией Матери. Предлагаем вашему вниманию краткую историю этой святыни и её обретения нашим Святейшим Владыкой.
Пролог. «Святыня Третьего Рима»
XVI столетие для Государства Российского стало временем серьёзных испытаний, больших свершений и судьбоносного выбора. Ещё столетием ранее относительно молодое Великое княжество Московское стало центром притяжения разрозненных русских земель, освобождающихся от ордынской зависимости.
Русская Церковь как столп и утверждение рождающегося государства-цивилизации, в свою очередь, обрела автокефалию. Что на фоне падения Ромейского Царства (Византийской Империи) сделала Россию последней православной державой, Третьим Римом, концепция которого родилась ровно половину тысячелетия назад, в 1523-1524 годах, в одном из письменных посланий старца псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монаха Филофея:
«Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти».
Основной смысл сказанного был связан с эсхатологическим понятием «Удерживающего» («Катехона»). Так, во 2-м Послании апостола Павла к Фессалоникийцам сказано:
«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь».
Согласно толкованию Святителя Иоанна Златоуста, разделяемого многими отцами Церкви, в раннехристианское время Удерживающим была Римская Империя. Божественным Промыслом она ещё до принятия христианства в качестве государственной религии препятствовала разгулу мирового зла и анархии силой государственного закона:
«Когда прекратится существование Римского Государства, тогда он (антихрист) придёт. И справедливо, – потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу».
После падения Первого Рима его миссию перенял Рим Новый – Константинополь. И именно в XVI веке преемницей Римской Империи стала молодая Россия, прямая наследница «Нового Рима», Ромейского Царства. Последняя православная держава, последняя Империя, удерживающая весь мир от падения во зло.
Венчание на Царство Государя Иоанна IV Васильевича в 1547 году стало важнейшим духовно-символическим и историософским событием, утвердившим эту катехоническую преемственность. А взятие русскими войсками в 1552 году Казани, окончательно утвердило Россию не просто как суверенную державу, но именно как Империю, государство государств и Царство царств.
Главным духовным символом этого утверждения стало чудесное обретение в 1579 году во граде Казани великой святыни – Казанской иконы Пресвятой Богородицы, иконы нашего общенародного единства и русских побед. Уже сама история обретения этого чудотворного образа десятилетней Матроной, дочерью простого стрельца, наглядно показала, в чём заключается подлинное народное единство: в сплочении людей всех чинов и сословий во имя сбережения и укрепления родной земли:
«Не яви убо образа своего Владычица ни святителю, ни начальнику, ниже вельможе или богату: но яви чудный свой образ дщери мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную».
«Московская Казанская» и её чудеса
Но, как известно даже из школьных учебников истории, русские великие свершения XVI столетия привели и к серьёзным испытаниям. «Наши западные партнёры» не смогли смириться с возвышением нового Православного Царства. Но сделали всё, чтобы лишить наших предков их духовной основы – Святого Православия.
Широко известно, как Царь Иоанн IV в дискуссиях 1582 года с папским легатом Антонио Поссевино отстоял православную веру, наотрез отказавшись принять унию. Но совсем скоро в западнорусских землях была утверждена Брестская уния 1596 года, во многом ставшая основой украинской трагедии наших дней. Так, ещё за несколько лет до начала СВО Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих Первосвятительских слов предельно жёстко высказался о тех силах, которые веками делали всё, чтобы разделить русских людей Юго-Западной Руси, дав понять, что это многолетние старания коллективного Запада:
«Одному из этих разделений более 400 лет. И оно было всегда направлено на разделение народа, жившего в этом регионе. И когда сегодня, говоря о том, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: Помолчите! 400 лет вы работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине!»
Следующим антирусским и антиправославным шагом Запада стала польско-литовская интервенция начала XVII века, поставившая Московское Царство, Третий Рим, на грань гибели. Но что же смогло тогда остановить пришедших в Россию? Пресвятая Богородица и молившиеся ей русские ополченцы. Перед Её чудотворной Казанской иконой. А именно – московским списком этой святыни.
Написание московского списка Казанской иконы Божией Матери искусствоведы относят примерно к 1580 году. Именно этот список стал полковым образом народного ополчения Минина и Пожарского и был принесён в 1611 году под занятую польско-литовскими интервентами Москву.
Именно через эту икону после назначенной трёхдневной молитвы и поста всего русского войска Пресвятая Богородица помогла освободить Москву от захватчиков осенью 1612 года. После освобождения столицы Дмитрий Иванович Пожарский поставил икону в своей приходской Введенской церкви на Лубянке, а затем образ перенесли в специально возведённый Казанский собор.
Московский список Казанской иконы дважды поновлялся в XVII-ХVIII веках. Первый раз икону реставрировал ученик Симона Ушакова иконописец Михаил Милютин. В Казанском соборе образ издревле стоял слева от Царских врат в окладе с драгоценными камнями и раме с двенадцатью Богородичными праздниками. Этим богатым убранством икону украсил сам князь Дмитрий Пожарский.
В 1812 году французские оккупанты сняли драгоценный оклад, но сам образ удалось спасти (позже его украсили новым окладом и венцами). Нет сомнений, Русская Победа в Отечественной войне 1812 года и дальнейшее триумфальное взятие Парижа в 1814 году также связаны с молитвами перед московским списком Казанской иконы.
В 1918 году московский список был украден из Казанского собора. И обретён только 105 лет спустя трудами нашего Предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 4 ноября 2023 года, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы и государственный праздник Дня народного единства, рассказавшего историю обретения.
Чудесное обретение чудотворного списка
«Это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский, который был великой святыней в самое опасное время нашей истории. Имею в виду средние века, когда решалась судьба России, когда враг, поляки, находились в Москве, и избавление от этого врага означало, будет ли Россия свободной страной или окажется в вечной зависимости от иноземцев».
Эти слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнёс 4 ноября 2023 года в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Явив городу и миру чудотворный образ, который в тот же день был перенесён в Казанский собор на Красной площади. Храм, изначально возведённый именно в честь этой иконы и её чуда.
Разумеется, обнаруженный образ, прежде чем Предстоятель явил его в Успенском соборе Московского Кремля и перенёс в Казанский собор на Красной площади, прошёл надлежащую искусствоведческую экспертизу. Ну а поскольку его исчезновение произошло по историческим меркам относительно недавно, в 1918 году, и существуют детальные описания этого списка, сомнений не осталось. Это – тот самый московский список Казанской иконы Пресвятой Богородицы приблизительно 1580 года написания, перед которым в 1612 году молились ополченцы во главе с Мининым и Пожарским.
История её нынешнего обретения – поистине удивительна. Слово – самому Святейшему Патриарху Кириллу, который не скрывает, что тоже сначала не поверил обретению древней святыни:
«Находилась она в Патриаршей резиденции в Переделкине и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх. Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрёл этот образ.
Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон… Но все-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский».
Но как оказался этот образ в Патриаршей резиденции в Переделкине? И на этот вопрос есть ответ. Оказывается, в 2000 году известный московский коллекционер Сергей Воробьёв приобрел на Измайловском рынке потемневший образ, за свой счёт провел реставрацию. После чего Воробьёв лично подарил этот образ Святейшему Патриарху Алексию II. Однако тогда, два десятилетия назад, надлежащей экспертизы сделано не было, а потому этот образ остался в Патриаршем древлехранилище.
И только после того, как Святейший Патриарх Кирилл обнаружил эту святыню, специалистами была проведена её оценка-атрибуция. И стало ясно: список относится именно к концу XVI века. Более того, по всем описаниям абсолютно совпадает с утраченным в 1918 году московским списком, той самой иконой Русских Побед. А потому неслучайно наш Святейший Владыка благословил в 2024 году продолжить Всероссийский молебен о Победе именно с этой святыней.
16 сентября в 7 часов утра состоится Торжественная встреча святого образа в Одигитриевском соборе республиканской столицы. Перед святыней главой Бурятской митрополии владыкой Иосифом и епархиальным духовенством будет совершена Литургия с особыми молитвовсловиями о ПОБЕДЕ и Крестное шествие по улицам: Набережная, Коммунистическая, Банзарова. В течение двух дней 16 и 17 сентября будет открыт доступ к новообретённому Казанскому образу Пресвятой Богородицы: каждый час межу богослужениями духовенством будет совершаться молебен с чтением акафиста Казанской иконе. Проводы святого образа состоятся 17 сентября в 18 часов молебным пением в Одигитриевском соборе.
16 сентября:
07:00 – Торжественная встреча святыни, Божественная Литургия;
10:00 –Крестный ход по улицам Набережная, Коммунистическая, Банзарова (в случае дождя в соборе молебен с акафистом);
12:00; 13:00; 14:00, 15:00, 16:00; – молебен с акафистом;
17:00 – Всенощное бдение с Акафистом.
17 сентября:
08:30 — Божественная Литургия,
11:00 – Крестный ход по улицам Набережная, Коммунистическая, Банзарова (в случае дождя в соборе молебен с акафистом);
12:00; 13:00; 14:00, 15:00, 16:00; 17:00 – молебен с акафистом;
18:00 – торжественные проводы соборным служением духовенства.
6 мая 2024 года в Московском Кремле начнётся Всероссийский молебен о Победе – во второй раз великая святыня, покровительствующая нашим сражающимся воинам, будет принесена в епархии Русской Православной Церкви. Сотни тысяч верующих в десятках регионов России смогут поклониться святыне и помолиться за наших бойцов и их скорейшее победоносное возвращение домой.
Но если 2023 году святыней Всероссийского молебна о Победе, в котором приняло участие свыше 800 тысяч человек, была частица мощей Святого великомученика Георгия Победоносца, то на этот раз ей станет недавно обретённый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом московский образ Казанской иконы Божией Матери. Предлагаем вашему вниманию краткую историю этой святыни и её обретения нашим Святейшим Владыкой.
Пролог. «Святыня Третьего Рима»
XVI столетие для Государства Российского стало временем серьёзных испытаний, больших свершений и судьбоносного выбора. Ещё столетием ранее относительно молодое Великое княжество Московское стало центром притяжения разрозненных русских земель, освобождающихся от ордынской зависимости.
Русская Церковь как столп и утверждение рождающегося государства-цивилизации, в свою очередь, обрела автокефалию. Что на фоне падения Ромейского Царства (Византийской Империи) сделала Россию последней православной державой, Третьим Римом, концепция которого родилась ровно половину тысячелетия назад, в 1523-1524 годах, в одном из письменных посланий старца псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монаха Филофея:
«Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти».
Основной смысл сказанного был связан с эсхатологическим понятием «Удерживающего» («Катехона»). Так, во 2-м Послании апостола Павла к Фессалоникийцам сказано:
«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь».
Согласно толкованию Святителя Иоанна Златоуста, разделяемого многими отцами Церкви, в раннехристианское время Удерживающим была Римская Империя. Божественным Промыслом она ещё до принятия христианства в качестве государственной религии препятствовала разгулу мирового зла и анархии силой государственного закона:
«Когда прекратится существование Римского Государства, тогда он (антихрист) придёт. И справедливо, – потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу».
После падения Первого Рима его миссию перенял Рим Новый – Константинополь. И именно в XVI веке преемницей Римской Империи стала молодая Россия, прямая наследница «Нового Рима», Ромейского Царства. Последняя православная держава, последняя Империя, удерживающая весь мир от падения во зло.
Венчание на Царство Государя Иоанна IV Васильевича в 1547 году стало важнейшим духовно-символическим и историософским событием, утвердившим эту катехоническую преемственность. А взятие русскими войсками в 1552 году Казани, окончательно утвердило Россию не просто как суверенную державу, но именно как Империю, государство государств и Царство царств.
Главным духовным символом этого утверждения стало чудесное обретение в 1579 году во граде Казани великой святыни – Казанской иконы Пресвятой Богородицы, иконы нашего общенародного единства и русских побед. Уже сама история обретения этого чудотворного образа десятилетней Матроной, дочерью простого стрельца, наглядно показала, в чём заключается подлинное народное единство: в сплочении людей всех чинов и сословий во имя сбережения и укрепления родной земли:
«Не яви убо образа своего Владычица ни святителю, ни начальнику, ниже вельможе или богату: но яви чудный свой образ дщери мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную».
«Московская Казанская» и её чудеса
Но, как известно даже из школьных учебников истории, русские великие свершения XVI столетия привели и к серьёзным испытаниям. «Наши западные партнёры» не смогли смириться с возвышением нового Православного Царства. Но сделали всё, чтобы лишить наших предков их духовной основы – Святого Православия.
Широко известно, как Царь Иоанн IV в дискуссиях 1582 года с папским легатом Антонио Поссевино отстоял православную веру, наотрез отказавшись принять унию. Но совсем скоро в западнорусских землях была утверждена Брестская уния 1596 года, во многом ставшая основой украинской трагедии наших дней. Так, ещё за несколько лет до начала СВО Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих Первосвятительских слов предельно жёстко высказался о тех силах, которые веками делали всё, чтобы разделить русских людей Юго-Западной Руси, дав понять, что это многолетние старания коллективного Запада:
«Одному из этих разделений более 400 лет. И оно было всегда направлено на разделение народа, жившего в этом регионе. И когда сегодня, говоря о том, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: Помолчите! 400 лет вы работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине!»
Следующим антирусским и антиправославным шагом Запада стала польско-литовская интервенция начала XVII века, поставившая Московское Царство, Третий Рим, на грань гибели. Но что же смогло тогда остановить пришедших в Россию? Пресвятая Богородица и молившиеся ей русские ополченцы. Перед Её чудотворной Казанской иконой. А именно – московским списком этой святыни.
Написание московского списка Казанской иконы Божией Матери искусствоведы относят примерно к 1580 году. Именно этот список стал полковым образом народного ополчения Минина и Пожарского и был принесён в 1611 году под занятую польско-литовскими интервентами Москву.
Именно через эту икону после назначенной трёхдневной молитвы и поста всего русского войска Пресвятая Богородица помогла освободить Москву от захватчиков осенью 1612 года. После освобождения столицы Дмитрий Иванович Пожарский поставил икону в своей приходской Введенской церкви на Лубянке, а затем образ перенесли в специально возведённый Казанский собор.
Московский список Казанской иконы дважды поновлялся в XVII-ХVIII веках. Первый раз икону реставрировал ученик Симона Ушакова иконописец Михаил Милютин. В Казанском соборе образ издревле стоял слева от Царских врат в окладе с драгоценными камнями и раме с двенадцатью Богородичными праздниками. Этим богатым убранством икону украсил сам князь Дмитрий Пожарский.
В 1812 году французские оккупанты сняли драгоценный оклад, но сам образ удалось спасти (позже его украсили новым окладом и венцами). Нет сомнений, Русская Победа в Отечественной войне 1812 года и дальнейшее триумфальное взятие Парижа в 1814 году также связаны с молитвами перед московским списком Казанской иконы.
В 1918 году московский список был украден из Казанского собора. И обретён только 105 лет спустя трудами нашего Предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 4 ноября 2023 года, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы и государственный праздник Дня народного единства, рассказавшего историю обретения.
Чудесное обретение чудотворного списка
«Это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский, который был великой святыней в самое опасное время нашей истории. Имею в виду средние века, когда решалась судьба России, когда враг, поляки, находились в Москве, и избавление от этого врага означало, будет ли Россия свободной страной или окажется в вечной зависимости от иноземцев».
Эти слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнёс 4 ноября 2023 года в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Явив городу и миру чудотворный образ, который в тот же день был перенесён в Казанский собор на Красной площади. Храм, изначально возведённый именно в честь этой иконы и её чуда.
Разумеется, обнаруженный образ, прежде чем Предстоятель явил его в Успенском соборе Московского Кремля и перенёс в Казанский собор на Красной площади, прошёл надлежащую искусствоведческую экспертизу. Ну а поскольку его исчезновение произошло по историческим меркам относительно недавно, в 1918 году, и существуют детальные описания этого списка, сомнений не осталось. Это – тот самый московский список Казанской иконы Пресвятой Богородицы приблизительно 1580 года написания, перед которым в 1612 году молились ополченцы во главе с Мининым и Пожарским.
История её нынешнего обретения – поистине удивительна. Слово – самому Святейшему Патриарху Кириллу, который не скрывает, что тоже сначала не поверил обретению древней святыни:
«Находилась она в Патриаршей резиденции в Переделкине и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх. Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрёл этот образ.
Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон… Но все-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский».
Но как оказался этот образ в Патриаршей резиденции в Переделкине? И на этот вопрос есть ответ. Оказывается, в 2000 году известный московский коллекционер Сергей Воробьёв приобрел на Измайловском рынке потемневший образ, за свой счёт провел реставрацию. После чего Воробьёв лично подарил этот образ Святейшему Патриарху Алексию II. Однако тогда, два десятилетия назад, надлежащей экспертизы сделано не было, а потому этот образ остался в Патриаршем древлехранилище.
И только после того, как Святейший Патриарх Кирилл обнаружил эту святыню, специалистами была проведена её оценка-атрибуция. И стало ясно: список относится именно к концу XVI века. Более того, по всем описаниям абсолютно совпадает с утраченным в 1918 году московским списком, той самой иконой Русских Побед. А потому неслучайно наш Святейший Владыка благословил в 2024 году продолжить Всероссийский молебен о Победе именно с этой святыней.
Пресвятая Госпоже Богородице, помогай нам!
***
16 сентября в 7 часов утра состоится Торжественная встреча святого образа в Одигитриевском соборе республиканской столицы. Перед святыней главой Бурятской митрополии владыкой Иосифом и епархиальным духовенством будет совершена Литургия с особыми молитвовсловиями о ПОБЕДЕ и Крестное шествие по улицам: Набережная, Коммунистическая, Банзарова. В течение двух дней 16 и 17 сентября будет открыт доступ к новообретённому Казанскому образу Пресвятой Богородицы: каждый час межу богослужениями духовенством будет совершаться молебен с чтением акафиста Казанской иконе. Проводы святого образа состоятся 17 сентября в 18 часов молебным пением в Одигитриевском соборе.
Программа пребывания новообретённой Казанской иконы Божией Матери в Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ
16 сентября:
07:00 – Торжественная встреча святыни, Божественная Литургия;
10:00 –Крестный ход по улицам Набережная, Коммунистическая, Банзарова (в случае дождя в соборе молебен с акафистом);
12:00; 13:00; 14:00, 15:00, 16:00; – молебен с акафистом;
17:00 – Всенощное бдение с Акафистом.
17 сентября:
08:30 — Божественная Литургия,
11:00 – Крестный ход по улицам Набережная, Коммунистическая, Банзарова (в случае дождя в соборе молебен с акафистом);
12:00; 13:00; 14:00, 15:00, 16:00; 17:00 – молебен с акафистом;
18:00 – торжественные проводы соборным служением духовенства.