Православие в Прибайкальском районе:
история и современность

Православие на Прибайкальскую землю пришло вместе с русскими первопроходцами. В 1669 году появился Итанцинский острог, который дал толчок развитию стационарных русских поселений. В 1681 году основан первый мужской монастырь в Забайкалье – Свято-Троицкий. Первая церковь появилась в 1689 году при остроге. В 1777 году в Батурино построена однопрестольная деревянная Сретенская церковь. В Турунтаево заложен каменный храм. Села стали равнозначными социально-административными центрами.

ХРАМЫ

1. Итанцинский острог. Первая Спасская церковь

Первоначально Спасская церковь находилась за стенами Итанцинского острога. Она построена в 1689 году, позже построена вторая. Примечание: Итанцинское зимовье было основано в 1679 году. Полвека спустя появился новый острог. По его углам стояли глухие башни; на восточной стене находились проезжие ворота. Здесь размещались приказная изба и амбары. Гарнизон острога состоял из 18 казаков. Впоследствии Спасский приход перенесли в село Турунтаево.

2. Селенгинский Свято-Троицкий монастырь

Основанный в 1681 году монастырь строился под руководством игумена Феодосия и игумена Мисаила. К 1690 году монастырь стал самым крупным оборонительным пунктом русских в Забайкалье, имел защитные стены, башни, пушки, самопалы, гарнизон казаков.

Обитель имела обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе озеро Котокель. Первоначально монастырь был деревянным, с 1785 года начинается его перестройка.

К концу XIX века здесь было четыре церкви (две каменные и две деревянные), дом настоятеля, монументальная стена, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баня, сад и огород. В монастыре несколько лет жил святитель Иннокентий Иркутский. Обитель посещали такие выдающиеся люди, как прадед А.С. Пушкина А. Ганибалл, будущий император цесаревич Николай Второй.

В 1920 году монастырь закрыли. Здесь расположили колонию, а позже психиатрическую больницу. Стены и башни обители постепенно приходили в негодность, церкви были перестроены, кельи и дома настоятелей и монастырской братии превратили в подсобные помещения и врачебные кабинеты.

В 2006 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Вот уже несколько лет на территории монастыря продолжается реставрация. Настоятель обители игумен Алексий (Ермолаев).

3. Турунтаевская Спасская церковь

Строительство турунтаевской церкви продолжалось почти 30 лет, с 1791 по 1800 год. Церковь имеет два придела: холодный и теплый – Спасский и Никольский.

В 1927 году храм был закрыт, 18 марта 1939 года церковь была частично разрушена, иконы, церковные книги и утварь сожжены. С 1939 года храм использовался как склад.

В апреле 2000 года начались работы по реставрации Спасской церкви. Сейчас почти готов к освящению Спасский придел церкви. С мая 2007 года настоятель храма иерей Александр (Барашкин).

4. Батуринская Сретенская церковь. Сретенский монастырь

Первая Сретенская деревянная церковь в Батурино появилась еще в 1777 году. Когда она стала ветхой, прихожане храма собрались и решили построить каменную «о двух приделах: первый, нижний, «теплый», — во имя Сретения; второй, верхний, «холодный», — во имя святого Победоносца Георгия». Строили на пожертвования. Строительство затянулось на годы, и закончилось только в 1836 году. Благодаря храму село Батурино стало одним из волостных центров, здесь была школа, волостное правление, пожарный сарай. Был даже уникальный водопровод: из реки Батуринки по деревянным лоткам подавалась вода.

После закрытия храм пытались приспособить под клуб, школу, зерносклад. В итоге церковь осталась заброшенной и со временем пришла в запустение. В конце 90-х храм восстановлен семьей Пруидзе. Георгий Варлаамович Пруидзе планировал рядом с церковью построить гостиничный комплекс и уже возвел несколько зданий. Вскоре в епархию приехал новый архиерей епископ Евстафий (Евдокимов). Объезжая Бурятию, он заехал в Батурино, здесь ему очень понравилось, и он решил основать при Сретенском храме женский монастырь. Георгий Варлаамович Пруидзе отдал все здания на нужды церкви.

Сейчас монастырь развивается. В обители идет строительство, есть небольшое хозяйство (коровник, курятник) и огород. Обитель по возможности участвует в общественной и экономической жизни села. С 1 июня 2010 года настоятельница монастыря монахиня Ника (Толмачева) (15 февраля 2011 года возведена в сан игумении).

5. Туркинская Казанская церковь

У горячинской Казанской церкви, построенной в середине 19 века трагическая судьба. Храм хотели перенести в соседний Гремячинск, а на его месте поставить новый. Но церковь была закрыта и разобрана на дома для работников курорта. С 18 мая 1994 г здесь снова зарегистрирован Православный приход. Сейчас богослужения пока временно совершаются в деревянном здании рядом с курортом, а на историческом храмовом месте усилиями жителей Горячинска уже достраивается новая церковь.

6. Ильинская Богоявленская церковь

Первую деревянную Богоявленскую церковь в Ильинке построили еще в 1689 году. Новую, каменную — в 1800 году. Храм считался одним из красивейших в округе. По воспоминаниям, это был очень богатый приход, ни один купец не проезжал мимо, чтобы не зайти в церковь.

В 30-е годы храм закрыли. В Национальном архиве есть сведения, что после закрытия и перестройки его использовали под школу. После здесь открыли мастерские, затем гостиницу. Храм передали Церкви 60 лет спустя. Реставрационные работы здесь продолжаются до сих пор. Настоятель Свято-Троицкого монастыря игумен Алексий (Ермолаев) открыл при церкви воскресную школу. Сейчас в ней обучается около 30 детей разного возраста.

Храм принимает паломников, собирающихся в Ильинке на ежегодный Иоанновский Крестный ход.

7. Котокельская Николаевская на острове

На озере Котокель до сих пор сохранились руины скита Троицко-Селенгинского монастыря, где была церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. (Озеро Котокель расположено в двух километрах от Байкала, оно вытянуто с юга на север, наибольшая глубина 14 метров, площадь примерно 70 кв.км. Вода в озере теплая, вокруг песчаные пляжи).

Скит и храм находился в северной половине Котокеля на гористом острове Монастырском. По преданию в 1780-х гг. на этом острове купцу Новиковскому и Чернову явился образ святителя Николая. В 1930 году Николаевский храм закрыт.

6. Покровская, освященная в честь образа Покрова Пресвятой Богородицы

О храме почти ничего не известно, кроме того, что при нем существовала церковно-приходская школа, в которой учительницей была Лидия Прокопьевна Останина. Само село основано в конце 1690-х гг. Как указано в архиве: «На правой стороне реки, за островом, в пади между горами, раскинулось село Покровское, в средине его выделяется деревянная крашенная церковь…»

ЧАСОВНИ:

1. Гремячинская

О часовне известно, что она никогда, даже в советское время не закрывалась. Построена в конце XIX века на кладбище.

2. Гурулевская

Часовня во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построена в конце XIX века на кладбище. Часовня с годами обветшала, но жители села следят за чистотой в ней. Они даже обращалась в обитель с просьбой оказать консультативную помощь в восстановлении часовни. Внутри часовни — иконы и свечи. В поминальные дни сюда всегда заходят богомольцы.

3. Татауровская. Находилась при станции

4. Иоанновская часовня на сопке восстановлена в 2008 году во многом благодаря ежегодному Крестному ходу, который совершается к ней из Селенгинского Свято-Троицкого монастыря. История часовни и Крестного хода удивительна. А.Д. Жалсараев в одной из книг описывает, как в начале 19 века многие жители Ильинки видели на Иоанновой горе свет. Одна из местных благочестивых старушек, некто Перова, поднялась на гору и нашла там икону святого Иоанна Предтечи. (Праправнук Перовой работает в одной из организаций райцентра). На сопке поставили часовню, сначала деревянную, а в 1901 году каменную.

Местные жители сами заносили на сопку кирпич, даже дети помогали в этом трудном деле. Наверное, примерно в это же время начались ежегодные Крестные ходы к часовне. Священник Виноградов в публикации 1902 года описывает, что богомольцы на Крестный ход «идут в село Ильинское из ближних и дальних мест Забайкалья… Вся эта пестрая масса, разодетая в цветныя платья, размещается в крестьянских домах по несколько человек в каждом… На другой день утром с восходом солнца паломники уже собираются в церковь… По окончании обедни тотчас открывается торжественный крестный ход… Чем ближе к горе, тем значительно круче и труднее становится подъем, много облегчаемый выкопанными по дороге ступеньками в земле. На вершине горы совершается малое водоосвящение и молебны Пророку и Предтече Господню Иоанну…».

С 1995 года Крестный ход к часовне возобновлен.

Краевед А.З. Козин на своем сайте дает информацию еще о нескольких часовнях Прибайкальского района.

5. В Горячинске была часовня во имя святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца. Часовня могла вместить до 20 человек. В ней было четыре храмовых иконы и 10 небольших икон, а также церковные книги. Ежегодно, в день памяти святителя Иннокентия, здесь проходил молебен.

6. Между деревнями Пушкаревой и Нестеровой стояла часовня во имя великомученика и победоносца Георгия. Часовенка была небольшая – четыре с половиной аршина в длину и столько же в ширину. Могла вместить 10 человек. Крестный ход совершался ежегодно 23 апреля (6 мая) в день памяти св. вмч. Победоносца Георгия.

7. При деревне Ангырской была часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Она также была небольшая – в длину три с половиной аршина и в ширину три аршина. Одновременно в ней могли молиться восемь человек. Празднование и крестный ход ежегодно совершались 21 мая, в день святителя и Чудотворца Николая.

8. Еще одна часовня во имя святого угодника Николая Чудотворца была при деревне Утатинской.

9. В Зырянске стояла часовня во имя великомученицы Параскевы. Она находилась в десяти верстах от Батуринской церкви и была очень небольших размеров. Крестный ход из часовни совершался ежегодно в пятницу после Пасхи. Бывшая учительница Зырянской средней школы Т.В. Карнакова вместе с учениками собирала информацию о часовне. Ребята поднимались на то место, где на сопке до сих пор сохранились остатки фундамента. 20 июня 2012 года на месте часовни установлен поклонный крест.


10. Часовня во имя Вознесения Господня была в деревне Карымской. Празднование и крестный ход из часовни ежегодно совершались в день Вознесения Господня. (Д.248, л.5-6).

11. Жительница села Батурино Г.Я. Плеханова рассказывала, что в селе Ельцово Прибайкальского района, где она родилась и выросла, тоже была часовня (в честь кого – Галина Яковлевна не помнит). После революции часовенку постигла печальная участь. Один из жителей села собрал из нее баню. Спустя какое-то время он переехал, а бревна от часовни продали в Батурино, где из них собрали курятник. Это сооружение стоит на нижней улице села до сих пор.

До революции в Прибайкальском районе был один монастырь, 7 храмов и 11 часовен. Сейчас две монашеские обители: мужская и женская, возрождаются храмы и строятся новые. Например, в Гремячинске раньше была просто кладбищенская часовня, а сейчас есть храм святых апостолов Петра и Павла.

Радует, что жители прибайкальских деревень, осознавая необходимость духовного возрождения, обращаются в монастырь с просьбами, подсказать, как можно восстановить или отремонтировать часовню, установить поклонный крест. К сожалению, почти все эти добрые начинания по разным причинам так и остаются незаконченными.

Исследовательское краеведческое сочинение учениц 9 класса средней школы села Зырянска Нелли Воротниковой и Шаховой Анастасии

 Мы с учениками нашей школы решили принять участие в историко-краеведческом конкурсе исследовательских сочинений «Духовные жемчужины Прибайкалья». Нашей задачей было узнать, действительно ли в наших селах Ангыр и Зырянск до революции находились часовни, которые потом были разрушены. В сельской библиотеке мы не нашли материала, обратились в районный архив, пока результатов нет, но мы надеемся на сотрудничество с ними в дальнейшем, тем более там работает наша бывшая ученица Темникова Любовь Ивановна.

Нам посоветовали обратиться за помощью к старожилам нашего села. Мы навестили некоторых из них, побеседовали с ними, и то, что они помнят, записали для себя. Действительно, в наших селах раньше были часовни, где жители сел молились, успокаивали свои души. Это были святые места, о которых старые люди вспоминают с теплотой и с сожалением. Верят, что часовни восстановят, может, это сделаем мы, молодое новое поколение России!

Рассказ Нелли Воротниковой, ученицы 9 класса.

Я,  Воротникова Нелли, ученица 9 класса Зырянской средней школы, вместе со своей мамой Ольгой Васильевной  Воротниковой побывала в гостях у старожилов нашего села Ангыр Кириловых Владимира Тимофеевича и Нины Степановны. Разговор наш шел о часовне в селе Ангыр в давние времена. Вот что рассказали нам старожилы.

       В 20-30 годы прошлого столетия в маленькой деревеньке Ангыр Прибайкальского района стояла  часовня. Она была небольшая, но для местных жителей имела огромное значение. Находилась часовня, по воспоминаниям местных жителей нашего села Кирилова Владимира Тимофеевича и его жены Нины Степановны, прямо на местном кладбище, на правой стороне. Часовня была пятистенная, с двумя маленькими окнами, входная дверь была расположена впереди строения. Внутри часовенька имела большое убранство: красивое множество икон, свечи. Православные праздники проходили очень красиво и торжественно, об этом помнит из своего детства жительница нашего села Петрова (Решетова) Валентина Игнатьевна.

Она помнит, что ее брали на эти праздники родители, была она совсем маленьким ребенком, но помнит эти праздники. В часовне проходили не только праздники, но и отпевание усопших. За покинувших этот мир, по словам старожилов, молились сами жители, так как батюшки не было.  На мой вопрос, что же стало с часовней, Нина Степановна ответила, что часовню разобрали во время войны и перевезли в деревню, на свиноферму, сделали из нее молоканку, где хранили молоко. Потом в ней жили сторожа фермы, а затем за ненадобностью отдали одному  местному жителю  во двор, который из нее сделал тепляк. А что стало с иконами, она не помнит. Старики говорят, вот такая судьба у нашей святыни была. Со слов Валентины Игнатьевны, у ее старшего брата Алексея Игнатьевича была давняя мечта: восстановить  часовню как память о старых добрых временах, но мечта его не сбылась, он умер.  Но люди надеются, может быть когда-то святыня будет восстановлена и возвращена народу.

Рассказ Анастасии Шаховой, ученицы 6 класса.

  Деревня Зырянск находится на левом берегу реки Итанцы, на правом ее берегу в полутора верстах от Зырянска  когда-то находилась деревня Утатайская или Утаты, как говорили в народе. На левой стороне Итанцы, прямо напротив деревеньки Утаты находилась деревня Ловцово, также в полутора верстах от Зырянска, на маленьком озере. В нашем селе, по словам старожила, участника Великой Отечественной войны Патрахина Григория Андреевича было три часовни. Одна из них находилась возле нашей школы, вторая стояла возле горы Кынгора. На данный момент на этой горе в честь старой часовни установлен святой крест. Третья маленькая часовенка стояла возле реки Перешеек, за старым кладбищем.

- Когда я был маленький, вместе с бабушкой  ходил молиться в часовню, которая находилась возле школы, — вспоминает дед Гриша.

Но когда началась революция, эти часовни разрушили, так как власти новые были против христианства. Сегодня в нашем маленьком селе нет часовен, но история будет хранить в наших сердцах хорошее из  прошлых лет,  и будет передавать это из поколения в поколение. И я рад, что наши правнуки интересуются историей села, ее славными традициями, ее святынями. Это поможет им стать настоящими патриотами своей Родины,  добрыми и порядочными.

Седунова Мария Яковлевна вспоминает, что на месте часовни, которая находилась возле школы, до революции стоял крахмальный завод. Но, к сожалению, когда началась революция, его разграбили. Потом на его месте поставили клуб, но он сгорел, только потом установили часовню. Почему она исчезла, Мария Яковлевна не помнит.

- Та часовня, которая находилась за старым кладбищем, была необыкновенно красивой! Было в ней много разных  икон, всегда там было чисто, уютно,  все верующие соблюдали порядок, возле стен были прибиты  лавки.  Службы, такой как сейчас  в церквях не было, это была небольшая часовня. Но в большие божественные праздники приходило много народу, например,  в Пасху, в Троицу, на  Прасковею, в Петров день.

А когда началась война, все, кто молились в этой часовне, растащили иконы по домам. К концу войны от часовни не осталось ни дощечки. Хотелось бы увидеть в Зырянске снова часовню, сходила бы помолиться!

Рассказ Марии Прокопьевны Цыденовой, учительницы русского языка и литературы Зырянской СОШ.

- Красивых Антонина Леонтьевна родилась 22 февраля в  1923 году, сегодня ей уже 92 года. Мне посчастливилось пообщаться с ней. Была безмерно рада ее гостеприимству и радушию. Долго мы разговаривали с ней, о многом баба Тося вспоминала,  я удивлялась ее памяти. Всю жизнь свою она живет в Зырянске, родила и воспитала пятерых детей, сегодня у нее  9 внуков, 11 правнуков и одна праправнучка. Антонина Леонтьевна – уважаемый человек в селе, она Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.

Работала трактористкой, комбайнером, 15 лет доила коров. Вспоминала, как работали в войну, все делали сами: женщины и подростки, мужчин всех забрали на войну. Хлебушко везли в Заготзерно, сами его сеяли и убирали,  мясо сдавали, молоко, скот держали, трудились и день и ночь, колхоз держали на своих плечах. Было трудно. Бабе Тосе было 25 лет, когда закончилась война.

- Много погибло тогда людей, многие женихи погибли, и мой жених, наверное, погиб на той войне, — говорит баба Тося. Хотелось учиться, быть грамотной, но семья была большая, 6 человек, и пришлось идти работать, так осталась неученной. Жалко, потому что училась хорошо.

Про часовню в Зырянске помнит, была маленькая, деревянная, старушки прибирались, всегда в ней было чисто. Внутри была большая икона матушки Парасковеи, на нее молились все, просили у нее защиты, верили ей. Тогда все люди свято верили в бога, когда дождя нет, ходили молиться и по разным причинам ходили молиться, все верили в бога. Помнит, что с мамой ходила молиться, было ей, может, лет 12. Помнит, что в Батурино была церковь, туда ездили к обедне, батюшка служил молебен, помнит праздник святого Егория, все отдыхали,  и на большой праздник в честь матушки Прасковеи приезжал батюшка, все любили этот святой праздник.

Прасковея, нареченная Пятница, святая великомученница. По преданию она родилась в богатой и благочестивой семье, родители почитали день страдания господних в  пятниц, у и поэтому дочь, родившуюся в этот день назвали Параскевою, в переводе с греческого Пятница. Девушки считают ее своей покровительницей, русские женщины очень любили Парасковею, считали ее святой, в минуты радости или печали молились ей.

Когда закончилась война, церковь закрыли, построили на ее месте клуб, молодежь ходила туда, плясала, пела, гармошка играла. Помнит, что старики жалели, что церковь закрыли, молиться нужно было, а мы были   небольшие, не понимали. А вот теперь бабушка понимает боль стариков по разрушенным святыням и тоже надеется, что в родном селе восстановят часовню. Ой, как она нужна сегодня!


Яндекс.Метрика