Батурино-Зырянск: укрепляем линию фронта. Духовного.

Мы поразились бы, если бы вдруг увидели силу креста. Если бы духовными очами узрели, как отступает от его огненной мощи всякая тьма и нечисть. Вот и жители Зырянска, замечают: что-то неуловимо изменилось в селе с тех пор, как на сопке рядом воздвигли поклонный крест.

В этом историческом событии принимали участие игумения Ника с сестрами, паломники и сами зырянцы. С тех пор матушка старается напоминать селянам, что крест – не просто украшение местности, он –святыня. 28 сентября игумения Ника с сестрами, паломники, жители села крестным ходом прошли по центральной улице Зырянска и совершили восхождение к поклонному кресту.

Погода утешила богомольцев ласковым осенним теплом. В торжественном шествии много знакомых лиц: зырянцы по воскресеньям и праздникам бывают в монастырском храме. Прихожан из Зырянска и Ангыра по благословению матушки в обитель привозит специальный «паломнический» рейс. По-другому им просто не добраться: маршруток в такое время еще нет, а частника нанять не под силу.

С сопки открывается великолепный вид на реку Итанцу и лес, уже полупрозрачный, расцвеченный теплой осенней палитрой. Сестры с паломниками нараспев читают акафист Честному Животворящему Кресту Господню. Перед совместной молитвой матушка напоминает, что почитание Креста, поклоны перед ним – не идолопоклонство: «Мы не дереву кланяемся, а Крестной жертве Спасителя».

Здесь, на вершине все прикладываются к великой монастырской святыне – Кресту с частицей Животворящего Древа Господня и иконе св. мученицы Параскевы Пятнице, привезенной со святой горы Афон. Зырянский крест установлен как раз на месте, где находилась часовня в честь святой Параскевы.

Небольшую часовенку разрушили в 30-е годы прошлого века, какой она была уже никто и не скажет. «Почему нам неинтересна наша история? – на обратном пути задается вопросом Геннадий Иннокентьевич Севергин. – Мы еще хоть что-то знаем. А внуки? Может, им в школе рассказывать, какие люди у нас жили, каким было село?».

Именно Геннадий Иннокентьевич изготовил поклонный крест. Он с болью говорит о сельских проблемах, но не разделяет распространенное мнение, что причины деревенских неурядиц лишь хозяйственно-экономические: «Работать не хотят, работать надо! Есть кусок земли – сажай огород, держи корову. Не осилишь корову, заведи козу. Мы счастливые. Пьем чистую воду, едим свои овощи. А воздух у нас какой!».

Спустившись с сопки, богомольцы не спешат расходиться, они с пением тропарей, вместе с матушкой и сестрами возвращаются к началу села. «Бывая в монастыре, участвуя в Крестных ходах, селяне понимают, что соприкасаются с чем-то неизвестным, с какой-то тайной, – говорит игумения Ника. – У них появляется благоговение. Например, дети в этом году уже не бежали перед крестным ходом. Они чувствуют – впереди – святыня. Впереди – крест».

Напоследок матушка напоминает, что крестный ход – духовное очищение и освящение всей местности, которое всем нам просто необходимо. Во время поездки по селам Святейший Патриарх однажды сравнил современные деревни, особенно в Нечерноземье, с линией фронта, прежде всего, духовного. И крестные ходы и сами поклонные кресты –оружие и укрепление в этой битве.